Вань (шриватса, свастика) равносторонний крест с согнутыми под прямым углом плечами, все в одном направлении вращения, обычно по часовой стрелке. Свастика как символ процветания и удачи широко распространена как в древнем, так и в современном мире.

Слово свастика происходит от санскритского слова означающего «способствующий благополучию». Сва́стика (санскр. स्वस्तिक от स्वस्ति, свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, от सु-, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть».

Свастика имеет повсеместное распространение в качестве орнаментального мотива, часто в виде меандра. Этот символ встречается с VIII-го тысячелетия до н. э., предположительно выкристаллизовавшись из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите. Два меандра, наложенные друг на друга с метрическим сдвигом «на один шаг» («двойной меандр), в пересечении дают крест-свастику.

Тетраскелион и богиня Артемида
Тетраскелион и богиня Артемида

Тетраскелион использовался в Древней Греции и Риме, и его можно найти в руинах древнего города Троя, существовавшего 4000 лет назад.

Именно такие знаки встречаются на глиняных сосудах из Суз (территория современного Ирана), в геометрическом стиле древнегреческой вазописи, в памятниках древнего искусства Китая и Японии: на неолитической керамике, изделиях из кости и в бронзовых сосудах периодов Шан и Чжоу (2—1 тысячелетия до н. э.). В древнеримской архитектуре двойной меандр, образующий в пересечениях свастику, украшает горизонтальный пояс наружных стен Алтаря мира Августа в Риме (13 год до н. э.).

Окна в форме свастики на здании в Лалибеле, Эфиопия
Окна в форме свастики на здании в Лалибеле, Эфиопия
Древняя мозаика в Узайзи, Иордания, изображает вариант священной эмблемы
Древняя мозаика в Узайзи, Иордания

Свастика была излюбленным символом на древних месопотамских монетах. В Скандинавии левосторонняя свастика была знаком молота бога Тора.

Свастика также появилась в раннем христианском и византийском искусстве, где она стала известеной как гаммадионный крест, или crux gammata, потому что он мог быть построен из четырех греческих гамм [Γ], прикрепленных к общему основанию.

Древние друиды и кельты также использовали символ свастики, отраженный во многих обнаруженных артефактах.

Театр KiMo в Нью-Мексико, США, украшен традиционными символами навахо
Театр KiMo в Нью-Мексико, США, украшен традиционными символами навахо
Филфот или крест фылфот
Филфот

Знак свастики встречался в Южной и Центральной Америке, у майя, и в Северной Америке, преимущественно среди навахо.

Филфот или крест фылфот и его зеркальное отображение , гаммадион — разновидность свастики, связанная со средневековой англосаксонской культурой.

В Индии свастика по-прежнему остается наиболее широко используемым благоприятным символом. Свастика почитается как символ богини Лакшми, также как и слово, включающее имя богини,«Шри», — шриватса. Свастику красного цвета рисуют на дверных проёмах для приглашения Лакшми в дом.

Индийская свастика, символ Лакшми
Индийская свастика, символ Лакшми
В индуистской традиции эмблема часто используется на торжественных мероприятиях, таких как свадьбы
В индуистской традиции эмблема часто используется на торжественных мероприятиях, таких как свадьбы
Джайнизм
Свастика в джайнизме

Индуисты, а также джайнисты, используют свастику для обозначения первых страниц своих бухгалтерских книг, порогов, дверей и подношений. 

Джайнизм – одно из религиозных течений в Индии, которое сформировалось в 600-500 годах до нашей эры. Этот символ считается отражением ахимсу, одного из самых важных принципов джайнизма, который означает «сострадание».

Проводится четкое различие между правосторонней свастикой, которая движется по часовой стрелке, и левосторонней свастикой (правильнее называть ее саувастикой) , которая движется против часовой стрелки. Правосторонняя свастика считается солнечным символом и имитирует вращением своих ветвей курс, по которому ежедневно движется Солнце, которое в Северном полушарии, кажется, проходит с востока, затем с юга на запад. Левосторонняя свастика чаще обозначает ночь, ужасающую богиню Кали и магические практики.

Гиганская бронзовая статуя Будды на острове Лантау в Гонконге
Гиганская бронзовая статуя Будды на острове Лантау в Гонконге, была завершена в 1993 году и имеет высоту более 100 футов (35 метров).
Свастики украшают крышу буддийского храма в Гонконге.
Свастики украшают крышу буддийского храма в Гонконге.
Гиганская ваза в буддистском храме в Японии
Гиганская ваза в буддистском храме в Японии

Свастики обычно встречаются на статуях Будды, больших и малых, по всей Азии.

В буддийской традиции свастика символизирует стопы или следы Будды. Его часто помещают в начале и в конце надписей, а современные тибетские буддисты используют его как украшение одежды. С распространением буддизма свастика перешла в иконографию Китая и Японии, где она использовалась для обозначения множественности, изобилия, процветания и долгой жизни.

В начале 20 века свастика широко использовалась как символ удачи. Переплетенные свастики использовались в рекламе, архитектуре, текстильном и ювелирном деле.

«Книга Джунглей» («Маугли»), Редьярд Киплинг использовал этот символ на обложках многих своих книг из-за его связи с Индией. 
Открытка 1907 года американского издателя карт Э. Филлипса.
Открытка 1907 года американского издателя открыток Э. Филлипса.
Славянские свастики
Славянские свастики

В русской культуре свастика занимает совершенно особое место. Свастику можно встретить практически на любых предметах русского народного искусства: в орнаменте вышивки и ткачества, в резьбе и росписи по дереву, на прялках, вальках, рубелях, трепалах, набилках, набойных и пряничных досках, на русском оружии, керамике, предметах православного культа, на полотенцах, подзорах, передниках, скатертях, поясах, исподках, мужских и женских рубахах, кокошниках, сундуках, наличниках, ювелирных изделиях.

Ее можно было увидеть на облачении священнослужителей, окладах, потирах, крешальнях, иконах, книжных миниатюрах, епитрахилях, в росписи храмов, на надгробиях православных могил.

Русское название свастики — «коловрат», т.е. «солнцеворот» («коло» — древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение).

Традиционные мотивы вышивки
Традиционные мотивы вышивки
Скатерть, Вологодская область, 19-ый век
Скатерть, Вологодская область, 19-ый век
Бордюр полотенца, Вологодская область, 19-ый век
Бордюр полотенца, Вологодская область, 19-ый век
Эдит Альтман  «Возвращение символа: искусство памяти»
Эдит Альтман «Возвращение символа: искусство памяти»

В 1993 году еврейская художница Эдит Альтман, потерявшая бабушку и дедушку во время Холокоста, создала инсталляцию под названием « Возвращение символа: искусство памяти». Она нарисовала золотую свастику на стене над черной нацистской свастикой, нарисованной на полу. «Я хочу нейтрализовать свастику, убрать ее связь со злом, чтобы никому больше не нужно было её бояться», — сказала она.

Даже члены еврейской общины несколько раз указывали на неправильное использование этого знака. «Искаженная версия этого священного символа была незаконно присвоена Третьим рейхом в Германии и использовалась как эмблема, под которой совершались отвратительные преступления против человечества, особенно против еврейского народа. Участники признают, что этот символ является и был священным для индуистов на протяжении тысячелетий до его незаконного присвоения » , — говорится в заявлении, сделанном на Втором саммите индуистско-еврейских лидеров в Иерусалиме в феврале 2008 года.

«Известно, что в некоторых религиозных зданиях в буддийской традиции присутствует символ, который в свое время был использован фашистами. Сегодня символ, который используют российские буддисты, на мой взгляд, имеет мало общего с той свастикой, которую мы знаем из истории гитлеровской Германии,» — сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Российской Православной Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в 2015 году. [1]

Он указал на то, что гитлеровцы использовали также и крест, сильно отличающийся от того, который используют в православных богослужениях, при крестном знамении.[2]

«Конечно, мы не может отказаться от употребления креста только потому, что когда-то его использовала злая сила. Наверное, и буддисты не могут отказаться от своего древнего символа потому, что его в свое время в искаженном виде (не в том виде, в котором этот символ присутствует в буддийских молитвенных помещениях) использовали гитлеровцы», — отметил священнослужитель.[3]

[1][2][3] Источник: https://asiarussia.ru/news/6618/

Роман Багдасаров «СВАСТИКА: СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ»
Этнорелигиоведческие очерки
«Белые Альвы», Москва, 2001
год
Читать онлайн: https://www.calameo.com/read/0052177418af62e6ce488

Александр Владимирович Тарунин «САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ — ИСТОРИЯ СВАСТИКИ»
«Белые Альвы», Москва, 2009 год
PDF файл